Метаморфозы спорта: какие технологии проникли в спорт за последние 30 лет.
2023-08-11 13:48
В июле 2023 года впервые в матче использовали LED пол на плей-офф женского ЧМ U-19 в Мадриде. Стекло специальное, с хорошим сцеплением и повышенной эластичностью, даже звук ведения мяча похож на то, как это звучит на паркете.
Технология позволяет транслировать буквально все, в том числе показывать повторы прямо на полу или AR-подсветки действий игроков. Для зальных видов спорта, несмотря на высокую стоимость технологий в 800 000 $ в простой версии, такой пол может стать всеобщим стандартом.
Впечатлил этот факт и стало интересно, как вообще шло развитие технологий на мировых спортивных площадках в последние лет 30. Забегая вперед, облик спорта изменился существенно.
Видеоарбитраж (VAR)
Система, которая использует видеотехнологии для анализа игровых ситуаций и помощи арбитрам в принятии верных решений. VAR позволяет пересматривать спорные моменты с разных ракурсов и улучшает справедливость при рассмотрении спорных моментов. В регби и американском футболе система видеоповторов использовалась с конца 1990-х годов. В теннисе система вызовов (Hawkeye) была впервые использована на Уимблдоне в 2006 году. В 2016 году, ФИФА начала тестирование системы видеорефери VAR (Video Assistant Referee) на международных турнирах. С 2018 года видеоарбитраж VAR внедрен на Чемпионате мира по футболу. Общий тренд состоит в том, что спортивные организации стремятся использовать видеотехнологии для минимизации ошибок судейства, что улучшает справедливость и результативность соревнований.
Голевая технология (Goal-line technology)
Система, которая автоматически определяет, пересек ли мяч линию ворот. Помогает избежать спорных ситуаций о засчитывании или незасчитывании голов. В начале 2000-х годов начались первые обсуждения о внедрении технологии для определения пересечения мячом линии ворот. В 2005 году ФИФА провела тестирование системы, которая использовала магнитные поля для определения момента пересечения мячом линии. Подход не получил широкого распространения из-за недостаточной точности и практичности. Впоследствии, в 2013 году, ФИФА решила официально внедрить голевую технологию «Hawk-Eye» и «GoalRef» на Кубке конфедераций, а затем и на Чемпионате мира по футболу 2014 года в Бразилии. Голевая технология стала обязательным элементом многих крупных футбольных турниров и лиг во всем мире. Значительно снизила вероятность спорных ситуаций и повысила точность судейства при определении голов.
Виртуальная и дополненная реальность
Используют VR (Virtual Reality) и AR (Augmented Reality) для обогащения опыта болельщиков, создания новых тренировочных сред, а также анализа игровых ситуаций. В 2000-е VR начинает применяться в спорте. С появлением более доступных VR-устройств позднее, спортивные команды и тренеры начали активно использовать VR для имитации соревновательных условий и анализа игроков. Сегодня VR-технологии используются в различных областях спорта, включая футбол, баскетбол, бейсбол и другие. Они применяются как для тренировок и анализа, так и для улучшения взаимодействия с болельщиками. AR-технологии также вошли в спортивную индустрию и используются для обогащения трансляций спортивных мероприятий, создания интерактивных игр для болельщиков и анализа игроков. Благодаря использованию дополненной реальности в спорте, можно визуально воссоздать процессы, которые почти невозможно воспроизвести в условиях тренировочного процесса.
Беспилотные летательные аппараты (дроны)
Дроны используют для съемки игровых ситуаций с воздуха, анализа тактики команд и предоставления новых углов обзора. Применение дронов в спорте является одной из инновационных и технологических тенденций последних лет. Дроны используются для съемки высококачественных и динамичных видео событий. Они могут летать вблизи игровых полей, стадионов и трасс, предоставляя зрителям уникальные ракурсы и впечатляющие кадры. Дроны позволяют тренерам и спортсменам получить обзорные видео с высоты, что помогает анализировать тактику, движения и стратегии. Это особенно полезно для командных видов спорта, таких как футбол, баскетбол или хоккей. Дроны используются для создания захватывающих визуальных эффектов на стадионах, а также для организации разнообразных предматчевых и постматчевых шоу.
Технологии анализа видео и графики
Продвинутые системы анализа видео и создания графиков позволяют разбирать игровые моменты в деталях и создавать визуализации для лучшего понимания. С анализом видео стало возможным записывать с разных ракурсов и углов. Технологии отслеживания позволяют фиксировать движения игроков с высокой точностью. Путем наложения различных слоев информации, таких как позиции игроков, траектории мяча, на видеоролики, тренеры могут проводить более детальный анализ тактики и стратегии. Графические же элементы могут использоваться для наглядного представления статистики. Тренеры и аналитики могут создавать трехмерные модели игрового поля.
Мы привели лишь некоторые примеры новых технологий и инноваций, которые были внедрены на спортивных площадках за последние 30 лет. Примеры подчеркивают непрерывное развитие технологий в спортивной индустрии. Они влияют на аспекты как тренировок и игры, так и взаимодействия с болельщиками и улучшения безопасности и комфорта на спортивных площадках.